51 год РСЕ/РС: как основанное ЦРУ американское государственное СМИ пережило распад Советского Союза, чтобы бороться с холодной войной 2.0

0
72

Первоначально созданное как антибольшевистское движение, Радио Свобода/Радио Свобода процветало, когда отношения между США и Россией резко ухудшились.

Первого мая исполняется 51 год Радио Свободная Европа/Радио Свобода (далее «Радио Свобода/Радио Свобода» (хотя официально это название появилось только в 1976 году) – радиостанций, вещающих на Восточную Европу и Советский Союз соответственно. Как указано во внутреннем документе ЦРУ от 1951 года, озаглавленном «Цели и задачи радио», РСЕ/РС должно было использоваться беженцами или эмигрантами из различных стран Социалистического блока для передачи информации, предназначенной для поощрения «ненависть к режиму(ам)» и увеличить «будет сопротивляться режиму(ам)». Иными словами, у этого проекта была явная функция по устранению неугодных Вашингтону правительств.

Несомненно, запуском этого проекта было выбрано 1 мая, поскольку оно совпало с Международным днем ​​трудящихся, одним из самых важных праздников в странах Социалистического блока.

С момента создания и до 1972 года РСЕ/РС финансировало ЦРУ, хотя и делало это тайно, без ведома или разрешения Конгресса. И именно директор ЦРУ Аллен Даллес — вдохновитель свержения демократических правительств в таких странах, как Иран (1953 г.) и Гватемала (1954 г.), — дал зеленый свет тайному финансированию РСЕ/РС в надежде, что это будет способствовать свержению коммунизма. в Восточной Европе и Советском Союзе.

Прочитайте больше

Новостной сайт активисток Pussy Riot заблокировали в России

По иронии судьбы, даже когда ЦРУ поддерживало этот проект, оно помогало восстановить фашистское военное правление в Греции, которая предпочитала греческое коммунистическое правительство. Левые имели большой политический авторитет среди электората благодаря своей доблестной борьбе с нацистами.

Воспоминания об этом предательстве Запада в Греции недавно пробудились, когда президент Украины Владимир Зеленский появился на видео перед греческим парламентом вместе с неонацистским бойцом «Азова», заставив некоторых членов встать и уйти в знак протеста.

США и их ЦРУ сделали аналогичный выбор в таких странах, как Индонезия, а затем Чили и Аргентина, предпочитая поддерживать ультраправые диктатуры вместо социалистических, хотя и демократических правительств.

По словам Корда Мейера, который в 1954 году отвечал за связь ЦРУ с «Радио Свобода» и много лет руководил этими операциями, “[t]ЦРУ сохраняло контроль над [radio] контента путем формулирования общих руководящих принципов политики, которые дополнялись ежедневными встречами для определения того, как обращаться с конкретными новостями». Однако Мейер настаивает на том, что этот контроль не нарушал журналистской целостности радиопрограмм.

Вдобавок, хотя Мейер настаивает на том, что на радиостанциях не было настоящих шпионов, тем не менее, радиоперсонал вел подробные отчеты о том, что они наблюдали в различных странах, в которых они действовали; другими словами, они предоставляли разведданные для ЦРУ. И даже после того, как Конгресс прекратил финансирование РСЕ/РС со стороны ЦРУ в 1972 году (с этого момента деньги поступали непосредственно из Конгресса), его основной целью оставалась трансляция антикоммунистических программ на Восточный блок, по крайней мере, до тех пор, пока коммунистические правительства в Восточной Европе и потом распался Советский Союз.

Конечно, РСЕ/РС открыто берет на себя ответственность за то, что способствовало этому окончательному краху, полагая, что его влияние сведено на нет при поддержке различных коммунистических правительств. Это утверждение нашло поддержку у таких людей, как Вацлав Гавел (который предложил РСЕ/РС переехать из своей первоначальной штаб-квартиры в Мюнхене, Германия, в Прагу после распада Восточного блока) и Борис Ельцин.

Прочитайте больше

Дмитрий Песков, официальный представитель Кремля, на пресс-конференции в Москве, Россия, 22 февраля 2022 г. © Сергей Гунеев/Sputnik
Кремль защищает суровый закон о фейковых военных новостях

Как человек, выросший в 1970-х и 1980-х годах, я очень хорошо помню непрекращающиеся жалобы на то, что Советский Союз часто глушит сигналы Радио Свобода — свидетельство, как нам говорили, что Москва просто не может справиться с правдой. Сейчас я думаю об этом, поскольку издание, для которого я пишу эту статью, — RT, разумеется, российское новостное издание, — подавляется в США или прямо запрещается в ЕС.

Вы можете спросить, что это говорит о ЕС и США сегодня.

RFE/RL может показаться пережитком ушедшей эпохи холодной войны, когда США и Советский Союз боролись за сердца и умы мира. Мало того, что закончилась холодная война, похоже, что большинство основных СМИ, таких как Fox, CNN и MSNBC, выполняют ту же роль, что и само Радио Свобода. И все же Радио Свобода продолжает существовать по сей день и действительно получило новую жизнь во время нынешнего кризиса на Украине — точки возгорания, которую некоторые считают началом новой холодной войны.

Однако тот факт, что РСЕ/РС ведет непрерывное вещание, несмотря на распад Советского Союза в 1991 году, ставит вопрос о том, действительно ли закончилась первая холодная война. Конечно, некоторые наблюдатели, в том числе и я, считают, что противостояние так и не завершилось, и мы пытаемся понять, почему. Я согласен с Джоном Феффером, пишущим в Внешняя политика в центре вниманиякоторый высказал мнение:

Таким образом, холодная война была не просто противостоянием идеологических противников. Советский Союз выбыл из этой конкуренции, и Россия при Путине по-прежнему сосредоточена на проблемах своих границ, в отличие от СССР, который стремился к глобальной гегемонии. С другой стороны, США не изменили своего отношения. И именно поэтому холодная война никогда не умирала.

Прочитайте больше

© Getty Images / Карл Корт
BBC, Deutsche Welle и другие сайты ограничены в России.

Если бы Вашингтон распустил НАТО, настаивал на ядерном разоружении и помог создать новую архитектуру безопасности для Европы, включающую Россию, холодная война умерла бы естественной смертью. Вместо этого, поскольку институты холодной войны продолжали жить, дух предприятия дремал, ожидая только возможности проявиться.

Конечно, Радио Свобода – одно из других. «институты холодной войны [which] жил дальше», возможно, увековечивая старые антагонизмы холодной войны. Со своей стороны, государственное издание обосновывало свое дальнейшее существование следующим образом: «С крахом коммунизма некоторые считали, что Радио Свобода выполнило свою миссию и может быть распущено. Но официальные лица по всей Центральной и Восточной Европе и России, многие из которых были бывшими диссидентами, видели постоянную потребность именно в таких объективных передачах, которые обеспечивало Радио Свобода, особенно в период перехода к демократии».

Между тем, как поясняет Economic Times, “[b]Основанное в Праге Радио Свобода/Радио Свобода было основано в 1950 году как антикоммунистическое средство распространения программ в советском блоке, что помогло свергнуть эти тоталитарные режимы почти четыре десятилетия спустя. В наши дни он по-прежнему вещает на 27 языках, включая русский, белорусский и украинский, в 23 странах, во многих из которых свобода СМИ сталкивается с жесткими ограничениями». Как указано в той же статье, «Радио Свобода, целевая аудитория которого составляет 37 миллионов человек, активизировала деятельность в регионе после аннексии Крыма Россией в 2014 году и оккупации восточной Украины промосковскими повстанческими силами».

Очевидно, без чувства иронии, Экономические временарасхваливая работу Радио Свобода/Радио Свобода, утверждает, что«В России очень быстро поняли, что для успешной пропаганды необязательно лгать. Все, что вам нужно, это скрыть контекст и создать белый шум». Конечно, то же самое поняли и американские, и западные СМИ, на примере ситуации на Украине. Таким образом, большая часть нынешнего освещения Украины на Западе наводит аудиторию на мысль, что кризис начался внезапно в феврале этого года с российского наступления, в то время как на самом деле имел место конфликт между правительством в Киеве и русскоязычным населением. населения Донбасса за последние восемь лет, унесшие 14 тысяч жизней. Этот отсутствующий контекст действительно вводит в заблуждение случайного потребителя новостей. Более того, называя русскоязычных в восточной части Украины «промосковскими», Экономические времена и почти каждое другое западное новостное агентство не может отразить вполне реальное недовольство этих людей, которые в течение многих лет подвергались военным нападениям со стороны их собственного правительства – являются ли они промосковскими или нет, здесь не так уж важен вопрос. Но, я полагаю, пропаганда одного человека является новостью другого человека, и наоборот.

Прочитайте больше

Главный редактор RT Маргарита Симоньян в аппаратной RT DE.  © Sputnik / Владимир Астапкович
«Это думала полиция» — бывшие сотрудники немецких СМИ о том, чтобы заставить замолчать RT DE

После краха коммунизма Радио Свободная Европа/Радио Свобода последовало за всеми направлениями внешней политики США. Таким образом, как он сам себя объясняет, он начал вещание в бывшей Югославии в середине 1990-х, когда туда начали вмешиваться США и НАТО, а в конце 1990-х распространился за пределы Европы на Ирак и Иран. “[r]отражая внимание Америки к Большому Ближнему Востоку…» Кроме того, в 2002 году РСЕ/РС снова начало вещание в Афганистане – первоначально оно делало это в 1980-х годах во время советской оккупации, но после этого прекратило вещание.

Однако контролируемое государством издание никогда не теряло своего внимания к России и Восточной Европе. Таким образом, помимо увеличения охвата в Украине, Радио Свобода/Радио Свобода«расширил… деятельность местных новостей в период с 2016 по 2019 год, создав веб-сайты, обслуживающие потребности аудитории на Северном Кавказе, Среднем Поволжье, Сибири и Северо-Западе России». Начиная с 2019 года, Радио Свобода, уехав на время после распада Восточного блока, начало возвращаться в Румынию, Болгарию, а затем и в Венгрию, утверждая, что это было необходимо. «в свете отказа от демократических завоеваний и нападок на верховенство права и судебную систему» в тех странах.

В связи с тем, что между США и Россией снова бушует холодная война – рассматривается ли она как новое явление или просто как продолжение старой конфронтации – РСЕ/РС, безусловно, будет иметь цель на какое-то время, и его финансирование Конгресса (его головной орган, Агентство США по глобальным СМИ, получило более 810 миллионов долларов в 2020 году), безусловно, будет обеспечено. Хотя могут быть разногласия по поводу того, продолжает ли РСЕ/РС быть необходимым после падения коммунизма, или его на самом деле можно рассматривать как ненужное разжигание старой напряженности времен холодной войны, единственное, что можно сказать о РСЕ/РС, это то, что оно не скрывает, да и не может скрывать, что это такое. То есть это вполне прозрачно финансируемый США источник новостей, который транслирует программы, отражающие внешнеполитические интересы и взгляды Соединенных Штатов. Об этом говорится на его собственном сайте.

Действительно, его вышеупомянутый родитель с гордостью хвастается тем, что он должен «согласовываться с широкими внешнеполитическими целями Соединенных Штатов» и обязан иметь «возможность обеспечить дополнительный потенциал для поддержки внешнеполитических целей Соединенных Штатов во время кризисов за границей». Опять же, из этого не делается секрета.

Справедливости ради, на мой взгляд, это делает РСЕ/РС менее гнусным, чем другие институты, такие как частные новостные передачи или даже голливудские фильмы, которые, как мы знаем, находятся под сильным влиянием ЦРУ, которые утверждают, что являются объективными арбитрами правды и реальности. , но которых на самом деле нет.

Это не значит, что РСЕ/РС лжет, но, безусловно, дает предвзятое представление о мире. Но опять же, поскольку это совершенно очевидно, аудитория может, по крайней мере, сделать разумное суждение о точности того, что им говорят. Во многих случаях это лучшее, о чем мы можем просить.

источник: www.rt.com

Насколько полезен был этот пост?

Нажмите на звездочку, чтобы поставить оценку!

Средний рейтинг 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

оставьте ответ